?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Будете у нас на Колыме... (Часть 2)
Бобр-добр
beaversdam wrote in rushydro
Часть первая находится здесь

 
Колымскую и Усть-Среднеканскую ГЭС разделяют 120 километров местных дорог. Если же сплавляться вниз по течению Колымы, то расстояние до створа строящейся станции окажется около 180 километров. Мы выбрали короткий, и наиболее удобный вариант, воспользовавшись всё теми же внедорожниками. Отличительной деталью местных автомобилей является специальный прибор под стеклом.


Он в режиме реального времени показывает давление воздуха в шинах. В случае, если это давление упадёт ниже установленного, прибор издаёт звуковой сигнал. Местные водители не скупятся на такую меру предосторожности, так как длительная «стоянка» среди сопок, а особенно зимой, может оказаться последней. К тому же колёса для джипов нынче недёшевы, что очень быстро окупает прибор.


От федеральной трассы «Колыма» до створа станции ехать минут сорок. В самом створе нет никаких населённых пунктов, кроме заброшенного посёлка Усть-Среднекан. Он дал название станции и расположен в 9 километрах ниже по течению реки.
А возле самой ГЭС, в начале её строительства вырос рабочий посёлок, который здесь называют «Тёплой стоянкой». Люди, работающие вахтовым методом, живут здесь вот в таких общежитиях.


На Тёплой стоянке есть магазин и сотовая связь. В полевом офисе ОАО «Усть-СреднеканГЭСстроя» (генеральный подрядчик строительства станции) есть еще интернет, а также вполне благоустроенные гостиничные номера. Вот и вся цивилизация.
Большинство вахтавиков живут в посёлке Уптар, что рядом с Магаданом, где работникам Усть-СреднеканГЭСстроя предоставлена уникальная возможность получить жильё. В настоящий момент ведётся строительство 45-квартирного жилого дома, срок сдачи которого намечен на конец текущего года. Кроме того, запланировано строительство еще нескольких многоэтажек. И все квартиры будут востребованы: в очереди на улучшение жилищных условий уже 130 семей. Вместе с этим уже сегодня гидростроители могут получить по специальной программе льготный кредит в банках Магадана, в том числе и ипотечный.
Из гостиничного номера станции не видно – ее скрывают кроны деревьев. Но она рядом и это чувствуется. Кстати, фотография сделана почти в полночь – на Колыме начались белые ночи.


Если подняться на одну из сопок, то вся станция будет как на ладони.


Утром, прежде чем попасть на станцию, мы получили инструктаж (на фото) по технике безопасности, спецодежду, сапоги и каску.


Прежде чем рассказать, где нам удалось побывать в этот день, позволю себе небольшой ликбез.
Сооружения ГЭС включают в себя каменно-земляную плотину, а также водосбросную, станционную и глухую бетонные плотины и здание ГЭС приплотинного типа. Общая длина напорного фронта почти 2,5 километра.

На Усть-Среднеканской ГЭС начался, так называемый, предпусковой период. Дело в том, что в 2012 году будет завершено строительство первой очереди станции. Что это значит? Это значит, что все плотины (см. схему) вырастут до отметки 260 метров (уровень Колымы в этих местах 232-234 метра), заполнится водохранилище, будут введены в работу два радиально-осевых гидроагрегатов с временными рабочими колёсами. И станция начнёт вырабатывать энергию. Установленная мощность пускового комплекса - 169 МВт. Но пока здесь идёт стройка.

 
Чтобы всё вышеперечисленное можно было увидеть, уже в этом году произойдут два значимых для строительства ГЭС события: затопление строительного котлована в июле и перекрытие Колымы в сентябре.
Обратите внимание, в настоящий момент стройку от русла реки отделяют перемычки: продольная, верховая, низовая и низководная. Разбор низовой (видно на фото) уже начался.

На противоположном берегу изготавливают бетонные кубы, которыми и будут перекрывать реку. Здесь же рядом хранятся заготовленные грунты для отсыпки плотины.

 
 

Грунты добывают здесь же на левом берегу Колымы в ложе будущего водохранилища.

Наконец мы добрались до строительной площадки. Это вид станции со стороны верхнего бьефа. Это одна из последних возможностей так запросто прогуляться у основания плотины, и постоять на водоприёмнике эксплуатационного водосброса - уже осенью здесь будет толща воды.
 
 

По одному из лотков водосброса мы спустились в водобойный колодец.
 

Не менее уникальная возможность прогуляться в нижнем бьефе станции, и зайти в конус отсасывающей трубы проточного тракта гидроагрегата.
 
Внутри отсасывающей трубы.

Машинный зал станции возведён пока для двух агрегатов первой очереди. Позже он будет достроен.
 
 

Было трудно, но всё-таки удалось попасть в спиральную камеру агрегата и прогуляться по строящемуся турбинному водоводу. Трудно в прямом смысле слова, ибо сначала нужно спускаться несколько метров вниз по отвесной лестнице, а потом умудриться не застрять в технологическом люке, диаметром менее метра.
 

 
 
 

Было бы нелепо побывать на станции и не забраться на самую высокую точку плотины. Отметка 260 метров.
 

Когда станция будет достроена полностью, плотина «вырастет» еще на 32 метра.
 

Усть-Среднеканская ГЭС обеспечит надёжность энергоснабжения Магаданской области, где в настоящее время прогнозируется рост потребления электроэнергии, связанный с развитием добывающей промышленности. Кроме того, ввод новых генерирующих мощностей даст возможность в перспективе перевести часть жилого фонда в регионе на электроотопление, что уменьшит расход дорогостоящего привозного топлива.
 
P.S. Когда летели обратно в Москву удалось увидеть Охотское море.
 

  • 1
260 + 32 = 292 метра плотина? огого... или я что-то не так поняла?

260 - это отметка по Балтийской системе (то есть высота точки относительно уровня Балтийского моря). Колыма (без плотины) в этих местах колеблется между отметками 232-234 метра. Отсюда и нужно считать:
260-232=28+32=60 м - высота плотины, когда её достроят до конца

спасибо большое!

о, а чо это вы на тушке обратно летели?

  • 1